Психомоторные функции

Она также, как правило, ослабевают. Это становится очевид­ным по изменению быстроты реакций, быстроты движений, времени реакции вы­бора и времени, необходимого для освоения задач, требующих преодоления боль­ших трудностей. Поведение в сложных ситуациях зависит от установки, внимания и структуры ожиданий. Наряду с ослаблением остроты зрения, слуха, ловкости, со­противляемости, изворотливости, темпа работы, способности приспосабливаться, внимания, энергии, памяти, имеются способности, которые в старости возрастают: вкусовые восприятия, чувство ритма, методичность, пунктуальность, сосредоточен­ность, чутье, добрая воля, дисциплина, осторожность, терпение, точность. С помощью экспериментальных психологических методов были установлены ос­лабление чудачеств (странностей), увеличение истощаемости и толерантности у лиц преклонного возраста. Изменения интеллекта — способности понимания, простран­ственного представления, индуктивного мышления, процессов счета и течения речи, — обусловленные старостью в узком смысле, почти не встречаются в возрасте до начала седьмого десятилетия. Представление о закономерном снижении интел­лекта в старости является предубеждением. Доказано, что эти способности больше зависят от исходных дарований и состояния физического здоровья, чем от возраста. Установлено, в частности, что при попытках обучения пожилые люди хуже усваи­вают бессмысленный материал. Если же смысловые связи могут быть поняты, то эффект обучения не уступает таковому у молодых. Решающим является вопрос о мотивации: зачем это нужно изучать, стоит ли оно того? От этого же зависит и необходимый для изучения промежуток времени. При этом темп изучения уменьша­ется. У пожилых людей часто отсутствует техника обучения. Возможности их обучае­мости зависят от степени сложности предложенного задания, требуют большего числа повторений, чем это необходимо более молодым. Сам процесс обучения подвержен большему количеству помех. Воспроизведению изучаемого материала препятствует больше свойственная старости неуверенность, чем недостаточная способность к обу­чению. Постоянно оказывается, что способности, упражнения, здоровье и мотива­ция гораздо сильнее влияют на процесс обучения, чем возрастной фактор.

Добавить комментарий